УДК 821.161.1(1-87) + 821.(4).09

Рецепция идей Ф. М. Достоевского в новелле Т. Манна «Паяц»

Рецепция идей Ф. М. Достоевского в новелле Т. Манна «Паяц»
©Мельникова Л. А., ORCID: 0000-0001-5257-6069, канд. филол. наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов, Россия, lmelnikova5@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» и новелла Т. Манна «Паяц» с точки зрения литературных взаимосвязей. Цель исследования — выявить параллели в художественных мирах названных произведений в аспекте психологизма посредством сравнительно-сопоставительного анализа образов парадоксалиста и паяца. Установлено, что немецкий писатель, ориентируясь на опыт русского классика, предпринимает в своей новелле попытку художественного исследования сознания добровольно порвавшего связи с обществом героя. Обращение к приему исповеди позволяет Т. Манну не только выявить основные этапы формирования мировоззрения своего персонажа, определить причины его ухода в социальную изоляцию, но и проследить динамику деградации его личности. Узловыми моментами повествования, проверяющими жизненную философию героев на прочность, в обоих произведениях становятся эпизоды столкновения парадоксалиста и паяца с непосредственной жизнью. Оказавшись в ситуациях, предполагающих неизбежность коммуникации с другими людьми, герои смогли осознать иллюзорность собственных представлений о выбранной ими жизненной позиции и прийти к пониманию факта неизбежности крушения их идеалов. В то же время по своему масштабу образы данных персонажей не являются равнозначными: размышления паяца не наделены той философской глубиной, которая оказывается присуща рассуждениям парадоксалиста. Воссоздавая характер паяца, Т. Манн также учитывает традиции немецкого романтизма.

Ключевые слова: Т. Манн, Ф. М. Достоевский, паяц, парадоксалист, исповедальное начало, литературный диалог.

The Reception of F. M. Dostoevsky’s Ideas in ‘The Clown’ Short Story by T. Mann
©Melnikova L., ORCID: 0000-0001-5257-6069, Ph.D., Saratov State University, Balashov, Russia, lmelnikova5@mail.ru

Abstract. The paper examines ‘Notes From the Underground’ story by F. M. Dostoevsky and ‘The Clown’ short story by T. Man from the point of view of literary interconnections. The purpose of the study is to identify parallels in the artistic worlds of the above-mentioned works in the aspect of psychologism through a comparative analysis of the images of the paradoxalist and the clown. It was found that the German writer, guided by the experience of the Russian classic, in his short story makes an attempt to study the consciousness of the hero who voluntarily broke ties with society. Turning to the technique of confession allows T. Mann not only to identify the main stages of the formation of his character’s worldview, to determine the reasons for his departure into social isolation, but also to trace the dynamics of the degradation of his personality. In both works, the key moments of the narrative testing the life philosophy of the heroes for strength are episodes of the clash of the paradoxalist and the clown with real life. Finding themselves in situations that presuppose the inevitability of communication with other people, the characters were able to realize the illusory nature of their own ideas about their chosen life position and come to an understanding of the fact of the inevitability of the collapse of their ideals. At the same time, in terms of their scale, the images of these characters are not equivalent: the clown’s thoughts are not endowed with the philosophical depth that turns out to be inherent in the arguments of the paradoxalist. Reconstructing the character of the clown T. Mann also takes into account the traditions of German romanticism.

Keywords: T. Mann, F. M. Dostoevsky, clown, paradox list, confessional beginning, literary dialogue.

Ссылка для цитирования:

Мельникова Л. А. Рецепция идей Ф. М. Достоевского в новелле Т. Манна «Паяц» // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №10. С. 408-413. https://doi.org/10.33619/2414-2948/71/44

Cite as (APA):

Melnikova, L. (2021). The Reception of F. M. Dostoevsky’s Ideas in ‘The Clown’ Short Story by T. Mann. Bulletin of Science and Practice, 7(10), 408-413. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/71/44