УДК 81-13

Конфигурация предметов как когнитивный архетип английской лингвокультуры

Конфигурация предметов как когнитивный архетип английской лингвокультуры
©Савицкая Е. В., ORCID:0000-0002-4630-7521, канд. филол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, lampasha90@mail.ru

Аннотация. В статье вскрывается культурно-историческая преемственность образного и абстрактного языкового мышления и их структурный параллелизм. В качестве примера привлечен когнитивный архетип «Конфигурация предметов» в английской лингвокультуре. Рассматриваемый когнитивный архетип подразделен на субархетипы «Острота–тупость», «Угловатость–округлость», «Прямизна–кривизна». Показано, какие именно предметные области моделируются с помощью этого архетипа (умственные состояния и качества, сенсорное восприятие, эмоциональные состояния, интенции, воздействие и взаимодействие, объективные обстоятельства и др.). Отмечается роль когнитивного архетипа «Конфигурация предметов» для абстрактного мышления и моделирования действительности. В частности, продемонстрировано, что у носителей английской лингвокультуры представления о прямой линии чаще всего связаны с простотой, правдивостью, честностью, искренностью, отказом от околичностей в выражении мыслей, непосредственностью, а представления о кривой линии часто ассоциируются с усложненностью, лживостью, неискренностью, лицемерием, изворотливостью, мошенничеством, неправильностью, отступлением от нормы, стандарта, от простого и ясного изложения мыслей. Автором отмечено, что приведенные в статье многочисленные языковые примеры свидетельствуют о важном обстоятельстве из области когнитивистики: человек не считает, что он глубоко постиг строение и сущность того или иного чувственно не воспринимаемого объекта, пока не представит мысленным взором его пространственные очертания. В статье подчеркнуто, что информация об окружающем мире поступает по сенсорным каналам в сознание, которое перерабатывает поступающую по этим каналам информацию, конструируя абстрактные понятия путем обобщения чувственных образов, но, как видно из примеров, никогда не теряет связи с этими образами. Отмечено, что человек — разумный примат; его картина мира, образно говоря, являет собой здание человеческого разума, зиждущееся на фундаменте обезьяньих ощущений. Но ощущения, доставшиеся человеку от животных предков, не мешают ему получать подлинные знания, развивать абстрактное мышление и добиваться адекватного понимания мира.

Ключевые слова: наглядное представление, абстрактное понятие, когнитивный архетип, лексическая сочетаемость, синестезия.

Shape as a Cognitive Archetype of the English Linguoculture
©Savitskaya E., ORCID:0000-0002-4630-7521 Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, lampasha90@mail.ru

Abstract. The article is devoted to revealing the cultural and historic continuity of eidetic and abstract thinking and their structural parallelism. The author describes the cognitive archetype “Shape” in English linguoculture, shows what subject areas are modelled by using the above-mentioned archetype (mental states / properties, action and its effect, objective circumstances etc.) and points out the importance of the cognitive archetype in question for modern abstract thinking and modelling of reality. The role of the cognitive archetype “Configuration of objects” for abstract thinking and modelling of reality is emphasized. In particular, it has been demonstrated that among representatives of English linguoculture the image of a straight line is often associated with simplicity, truthfulness, honesty, sincerity, rejecting ambiguity in expressing thoughts, spontaneity, whereas the image of a curved line is often associated with complexity, deceit, insincerity, hypocrisy, resourcefulness, fraud, wrongness, deviation from the norm, standard, from a simple and clear presentation of thoughts. The author notes that the numerous language examples given in the article indicate an important circumstance in the field of cognitive science: a person does not believe that he has deeply understood the structure and essence of a non-perceivable object until he imagines its spatial outlines. The author states that information about the environment is received through sensory channels, with further processing of the information received through the channels, constructing abstract notions from sensory images, but, as can be seen from the examples, never loses connection with the images. The author also notes that man is an intelligent primate; his picture of the world, figuratively speaking, is a building of the human mind based on ape’s sensations. But the sensations that man has inherited from his animal ancestors do not prevent him from gaining genuine knowledge, developing abstract thinking, and achieving an adequate understanding of the world.

Keywords: visual image, abstract notion, cognitive archetype, lexical combinatorics, synesthesia.

Ссылка для цитирования:

Савицкая Е. В. Конфигурация предметов как когнитивный архетип английской лингвокультуры // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 304-311. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/38

Cite as (APA):

Savitskaya, E. (2020). Shape as a Cognitive Archetype of the English Linguoculture. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 304-311. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/38

© 2015–20 Издательский центр НАУКА И ПРАКТИКА. Сайт создан на Wix.com

  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon